МБОУ «Основная общеобразовательная школа №4 Кувандыкского городского округа Оренбургской области» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального, общего образования. Контингент школы на 01.09.2022 г. составляет 83 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», остается практически постоянным. Основными причинами являются рост травматизма, ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
На сегодняшний день в нашей школе 5 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В МБОУ ООШ №4 г. Кувандыка несколько таких учащихся , среди которых 1 умственная отсталость, 4 обучающихся дети с ограниченными возможностями.
В г. Кувандыке отсутствуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения и в целях соблюдения права на образование, гарантированное Конституцией РФ, законом «Об образовании в РФ», международной Конвенцией о правах ребенка, для детей и подростков с особыми образовательными потребностями организовано инклюзивное обучение в разных формах в условиях общеобразовательной организации.
С 2012 года коллектив МБОУ ООШ №4г. Кувандыка работает над проблемой «Реализация модели здоровьесбережения школы как механизма повышения качества образования», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Инклюзивное образование в МБОУ ООШ №4 г. Кувандыка призвано решить следующие задачи:
Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.